Перейти на версию для слабовидящих Перейти на стандартную версию

Центр помощи детям "Надежда"

телефон:
(4012) 65 33 49

«Горячая линия»

Уполномоченный при Губернаторе Калининградской области по правам ребёнка
+7 (4012) 59-95-85

Правительство Калининградской области, единый call-центр Министерства социальной политики +7 (4012) 53-12-31

Телефон доверия Социальная служба молодёжи
+7 (4012) 95-25-90

Вы хотите помочь,
но не знаете как?


По вашим просьбам мы предлагаем вам несколько способов!

Смотреть подробности

Фотогалерея

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗА 2015 ГОД

Согласовано:

Врио министра социальной политики

Калининградской области

_________________А.В. Майстер

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

государственного бюджетного учреждения

социального обслуживания Калининградской области

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда»

за 2015 год

Краткая характеристика учреждения

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» (далее ГБУСО КО Центр «Надежда) создано на основании Федерального Закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также постановления Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года № «О перечне муниципальных учреждений муниципальных образований Калининградской области, передаваемых в государственную собственность Калининградской области» и является правопреемником муниципального бюджетного образовательного учреждения города Калининграда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Надежда».

С 01.01.2014 года уполномоченным органом в ведении и непосредственном подчинении которого находится ГБУСО КО Центр «Надежда» является Министерство социальной политики Калининградской области. До этого времени Учредителем учреждения являлось Министерство образования Калининградской области.

ГБУСО КО Центр «Надежда» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях казначейства, банках и других кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Главным распорядителем средств областного бюджета для учреждения является Министерство социальной политики Калининградской области.

ГБУСО КО Центр «Надежда» осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Калининградской областью и своим Уставом.

Основными целями деятельности учреждения являются:

  • содержание, воспитание и образование по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с лицензией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • содержание, воспитание и образование в соответствии с лицензией детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • предоставление социальных услуг лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, беременным женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в социально-опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации.

ГБУСО КО Центр «Надежда» выполняет государственное задние по оказанию государственных услуг. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в соответствии с соглашением, подписанном между Учредителем и учреждением.

Управление ГБУСО КО Центром «Надежда» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения, строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Общее управление учреждением состоит в структуризации деятельности по всем видам оказываемых социальных услуг, планировании, контроле, учете и анализе результатов деятельности.

К органам управления учреждением относятся общее собрание трудового коллектива, попечительский и педагогический советы, совет воспитанников.

Приоритетными направлениями деятельности учреждения являются:

  • оказание качественной социальной помощи воспитанникам, защита их прав и законных интересов;

  • обеспечения приоритета семейного устройства воспитанников;

  • создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическом развитию для получателей социальных услуг;

  • обеспечение освоения реализуемых основных и дополнительных общеобразовательных программ;

  • обеспечение в пределах своей компетенции условий для полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • комплексная поддержка женщин и их детей, оказавшихся в социально-опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации.

Основные задачи учреждения в 2015 году

Деятельность ГБУСО КО Центр «Надежда» в 2015 году была направлена на реализацию государственной и региональной политики в сфере социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья и женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации / социально-опасном положении.

Основной целью деятельности учреждения является оказание воспитанникам действующих Отделений эффективной социальной, правовой, психологической и педагогической помощи для их успешной социализациина основе комплексного индивидуального подхода к физическому, духовному и социальному развитию воспитанников.

Приоритетные задачи деятельности коллектива ГБУСО КО Центра «Надежда» в 2015 году:

  1. Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников действующих Отделений.

  2. Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников.

  3. Обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.

  4. Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.

  5. Охрана законных прав и интересов воспитанников.

  6. Создание комплексной системы по устройству детей в кровные и замещающие семьи.

  7. Подготовка беременных женщин и женщин с малолетними детьми к осознанному исполнению родительской роли.

  8. Вывод семьи из социально-опасного положения, трудной жизненной ситуации.

В связи с чем, первоочередное внимание коллектива в 2015 году было уделено следующим направлениям деятельности:

  • формирование способности воспитанников к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного процесса образования и воспитания, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;

  • формирование основы морали — осознанной воспитанниками необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

  • формирование принятия воспитанниками базовых ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • оказание поддержки воспитанникам в их жизненном и профессиональном самоопределении;

  • коррекции отношений с семьей, восстановление положительных социальных связей;

  • сохранение биологической семьи, профилактика социального сиротства.

    Администрация ГБУСО КО Центр «Надежда» взаимодействует со следующими социально-ориентированными некоммерческими организациями и волонтерами на основе заключенных договоров о сотрудничестве:

  • Благотворительный фодн «Верю в Чудо»

  • Молодежная общественная Палата городского совета депутатов г.Калининграда

  • Молодежный добровольческий центр при Агенстве по делам молодежи Калининградской области

  • Волонтеры БФУ им.Канта

  • Курсанты пограничного училища

  • Волонтеры Калининградского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

  • СДЮСШОР № 8 по велоспорту

  • МАОУ СОШ № 28

  • МАОУ лицей № 17

  • МАОУ СОШ № 39

  • УМВД ОП № 2

  • Городская библиотека им.С.Михалкова

  • Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8

    Деятельность организаций направлена на социальную адаптацию и интграцию воспитанников учрждения в общую систему социальных отношений и взаимодействий с учетом индивидуальных потребностей каждого воспитанника.

Структурные подразделения учреждения

В соответствии с утвержденным штатным расписанием на 1 января 2015 года, утвержденным приказом по учреждению № 78-о/д от 28.12.2014 года — 62,2 штатные единицы. Всего в учреждении работают 53 человека, из них 7 человек — педагогические работники, 2 человека — медицинский персонал, 11 человек — учебно-вспомогательный персонал, 5 человек — руководящий персонал, и 28- обслуживающий. Из общей численности работников имеют высшее образование 19 человек, из них педагогическое у 13 человек.

В ГБУСО КО Центр «Надежда» в 2015 году функционировали следующие структурные подразделения:

  • отделение содержания и воспитания в стационарной форме детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста

  • отделение социального обслуживания в полустационарной форме детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 18 лет

  • отделение социального обслуживания в стационарной форме беременных женщин и женщин с детьми в возрасте от 0 до 4 лет.

Отделение содержания и воспитания в стационарной форме детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста

На 01.01.2015 года в Отделении было 42 воспитанника. В течении отчетного периода выбыло 17 человек, из них переданы под опеку — 3 ребенка, в приемную семью — 2 ребенка, на усыновление/удочерение — 4. Выпустились из учреждения в 2015 году в связи с продолжением обучения и проживания в учреждениях профессионального образования 5 воспитанников. В течении года в отделение было зачисленно 5 человек.

Все воспитанники школьного возраста обучались в образовательных учреждениях города:

  • 28 человек – в МАОУ СОШ № 39;

  • 2 человека — в ГБС(К)ОУ КО для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат»

  • 1 человек — в ГБОУ «Кадетская школа-интернат А. Первозванного».

Большее число воспитанников ГБУСО КО Центра «Надежда» школьного возраста обучаются в близлежащей школе, в связи с чем, с целью развития их познавательных и интеллектуальных способностей, формирования стойкой учебной мотивации, навыков самостоятельной, сознательной деятельности был составлен и утвержден план совместной работы коллектива Центра с педагогическим коллективом МАОУ СОШ № 39. В соответствии с утвержденным планом проводилась эффективная работа по созданию условий для успешного обучения, психолого-социальной адаптации воспитанников, обеспечивалась своевременная психолого-педагогическая поддержка, регулярно проводились совместные мероприятия по контролю за учебной и внеурочной деятельностью воспитанников. Специалисты Центра и педагоги школы принимали участие в совместных педагогических советах, медико-психолого-педагогических консилиумах, совместных праздничных программах и соревнованиях. Специалисты Центра регулярно посещали школу, беседовали с классными руководителями и учителями-предметниками, посещали уроки воспитанников, требующих особого педагогического внимания, родительские собрания, методические мероприятия школы.

Тесное сотрудничество помогло во время заметить проблемы с успеваемостью и поведением воспитанников, принять соответствующие меры. В результате проведенной работы удалось избежать пропусков детьми школьных занятий без уважительных причин, а также уменьшить число конфликтных ситуаций с учителями-предметниками, сверстниками, одноклассниками, улучить текущую успеваемость воспитанников.

При возникновении конфликтных ситуаций данные проблемы и возможные пути их решения обсуждались на личных встречах с педагогами образовательных учреждений, проводились индивидуальные консультации по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на успешную адаптацию и социализацию воспитанника.

При выявлении проблем в обучении коллективом Центра проводилась индивидуально-профилактическая работа с воспитанниками, дополнительные индивидуальные занятия по повторению и объяснению изученного материала.

Выявление, взятие на учет и обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, требующих дополнительного педагогического внимания, допускающих систематические нарушения правил поведения, осуществлялся в соответствии с утвержденным Положением о «группе внутреннего контроля» и порядком постановки на учет воспитанников. Вопросы о необходимости взятия ребенка, имеющего трудности воспитания, на внутренний профилактический учет систематически рассматривались на заседаниях медико-психолого-педагогического консилиума.

Профилактическая работа с воспитанниками, стоящими на внутреннем контроле, велась в рамках годового плана работы учреждения на основании комплексно разработанных специалистами Центра индивидуальных планов реабилитации и развития воспитанника.

Администрация и специалисты ГБУСО КО Центра «Надежда» регулярно проводили индивидуальную работу по профилактике негативных явлений среди воспитанников, активно вовлекая их в подготовку и участие в досуговых мероприятиях, общественно-полезных трудовых акциях и творческой деятельности в учреждении и вне.

Система работы по профилактике негативных явлений среди воспитанников включала в себя следующие компоненты:

  1. Организация деятельности медико-психолого-педагогического консилиума.

  2. Взаимодействие с органами системы безнадзорности и профилактики несовершеннолетних.

  3. Проведение комплексной коррекционно-развивающей деятельности с помощью методов песочной и арт-терапии, релаксации, положительного целеполагания.

  4. Организация занятий по правовому просвещению воспитанников.

Основные профилактические мероприятия, коррекционные подходы к воспитанию и развитию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коллективом Центра осуществлялись на основе общности задач взаимодействия с субъектами государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, различными общественными организациями на основе планов и договоров сотрудничества, совместного участия в реализации проектов и программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей.

Определенное внимание уделялось профессиональной ориентации воспитанников учреждения, основной задачей которой являлось оказание помощи выпускникам в осознанном выборе профессии и самоопределении. Так, в 2015 году в профориентационной работе, проводимой в учреждении, было выделено 4 направления:

1. Профессиональное просвещение воспитанников

2. Профессиональная диагностика детей

3. Профессиональная консультация

4. Профессиональное воспитание

В рамках профессионального просвещения детям были предоставлены сведения о различных профессиях, их значении, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях предъявляемых к той или иной специальности, к личностным качествам и умениям, необходимым для ее освоения, способах и путях их получения, оплате труда. Воспитанники познакомились с основными обще трудовыми понятиями: культура труда, трудовая дисциплина, структура предприятия и т.д.

При реализации данного направления в учреждении использовались следующие формы работы:

1. Организация и проведение экскурсий по профессиональным образовательным учреждениям нашего города и области, посещение Дней открытых дверей, Ярмарки вакансий. Так, 2015 году для воспитанников были организованы профориентационные экскурсии в учреждения профессионального образования: ГАОУ СПО «Колледж предпринимательства», ГАОУ СПО «Колледж сервиса и туризма», ГАОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ», ГБОУ СПО «Калининградский морской рыбопромышленный колледж», ГБОУ СПО «Художественно-промышленный техникум» и т.д., и профессионально значимые экскурсии на предприятия: «Автотор», «Автоцентр» БГА, эсминец «Настойчивый».

2. Беседы и занятия, во время которых специалисты знакомили воспитанников с миром профессий, с группой родственных профессий, затрагивая вопросы их значимости и правильного выбора для их будущего. В 2015 году специалисты центра с воспитанниками провели беседы на темы «Здоровье и выбор профессии», «Я хочу», «Я – могу», «Я – надо», «Мотив выбора профессии», «Роль жизненных ценностей при выборе профессии», «О службе занятости населения», «Мир профессий», «Планирование своей профессии», «Профессиональные желания и личностные смыслы». Проведение цикла занятий было направлено на формирование у воспитанников ценностных представлений о будущей профессиональной жизни и их мотивацию на совершение обоснованного выбора профессии.

3. Ведение воспитанниками «Профессионального портфолио», которое представляет собой накопленный опыт индивидуальных достижений воспитанника в определенной области. Благодаря регулярному заполнению портфолио, удалось систематизировать накапливаемый воспитанниками опыт и знания, раскрыть динамику личностного и профессионального развития каждого ребенка. Ведение портфолио было направлено на формирование и развитие образа собственного Я, изучение воспитанниками личных способностей и склонностей, выявление стойких увлечений и интересов, способствующих их социализации и повышению ориентации в окружающем мире, профессиональное самоопределение и рефлексивное осмысление своих возможностей.

Педагогом-психологом учреждения проводилась предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Результаты диагностики обсуждались на педагогических советах, круглых столах с целью оказания помощи воспитанникам в их самоопределении. В качестве диагностических методик были использованы опросники «Профессиональные намерения», «Готов ли ты к выбору профессии», анкета «Ориентации» и т.д., которые диагностировали эффективность психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной адаптации воспитанников центра.

С воспитанниками учреждения регулярно проводились индивидуальные и групповые профессиональные консультации, направленные на формирование осознанных и обоснованных решений, связанных с выбором профессии и жизненных ориентиров, а также на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии. Коллектив учреждения оказывал консультативную помощь в форме беседы, игры, привлечения воспитанников к дискуссиям. В результате воспитанники составили личный образовательно-профессиональный маршрут, позволивший им систематизировать информацию об образовательно-профессиональном пространстве города и региона, возможных путях продолжения образования и будущей профессиональной деятельности, осознанно принять решение о дальнейшем индивидуальном образовательном маршруте.

Таким образом, все воспитанники, выпускники 2015 года, определились с выбором специальности и учреждения профессионального образования, в котором продолжат дальнейшее обучение. Все дети, учащиеся выпускных классов школы, успешно сдали выпускные экзамены и зачислены на I курс обучения учреждений профессионального образования.

В рамках совершенствования форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни в Центре сложилась определенная система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, которая направлена на гармоничное физическое воспитание, самоопределение воспитанников в способах сохранения здоровья, самоорганизацию на уровне здорового образа жизни, обеспечение продуктивной жизнедеятельности.

Основными направлениями работы учреждения в области физической культуры и спорта явилась организация взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и подростков по привлечению воспитанников к занятиям спортом, проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди воспитанников, формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих создание условий для здорового образа жизни.

Систематически на базе Центра проводились тренировки по велоспорту в соответствии с рабочей программой по физической культуре и спорту инструктора по физической культуре, в которых были заняты 26 воспитанников Центра.

Специалистами учреждения также была четко спланирована работа по организации занятости воспитанников в спортивных кружках и секциях дополнительного образования и вне Центра с учетом индивидуальных потребностей детей с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни, развития их физической активности, содействия общекультурному развитию детей и подростков. Занятость воспитанников в системе дополнительного образования составила 100 %. Так, воспитанники успешно занимались в спортивных секциях и клубах вне учреждения: в Школе олимпийского резерва по спортивной гимнастике — 8 человек; в спортивной секции по футболу на базе МАОУ СОШ № 39 — 6 человек, в спортивной секции по волейболу на базе МАОУ СОШ № 39 — 3 человека, в спортивной секции по легкой атлетике — 2 человека.

Воспитанники Центра принимали активное участие в областных, городских и районных соревнованиях по физической культуре и спорту. В 2015 году воспитанники участвовали в следующих соревнованиях:

  • региональные соревнования по горному велоспорту, по итогам которых воспитанники в количестве 5 человек заняли призовые места;

  • городские соревнования по велокроссу, в результате воспитанник занял первое почетное место;

  • региональные соревнования между учреждениями для детей-сирот на Первенство Общества «Динамо» по различным видам спорта (дартсу, мини-футболу, пулевой стрельбе, легкой атлетике, боулингу, настольному теннису, шашкам), по итогам которых воспитанники зачастую занимали призовые места.

За активное участие и спортивные достижения в спартакиадах, эстафетах, туристических слетах, соревнованиях по различным видам спорта воспитанники награждены медалями, дипломами, почетными грамотами и кубками. За командное первенство коллектив учреждения неоднократно награждался кубками: участие в олимпиадах по различным видам спорта среди детских учреждений Калининградской области.

В календарно-тематическом плане Центра были предусмотрены и проведены такие физкультурно-оздоровительные и массовые мероприятия как спартакиада (соревнования между группами по различным видам спорта), туристические слеты, дни физического здоровья, веселые старты.

В каникулярное время для воспитанников практиковалось: в осенний период — организация соревнований на свежем воздухе; в зимний период — посещение ледового катка на стадионе «Балтика», организация спортивных состязаний в спортивном зале центра; в весенний период — игра в боулинг, спортивные игры на свежем воздухе, внутригрупповые соревнования; в летний период — участие в обще лагерных соревнованиях.

Особое внимание уделялось трудовой деятельности воспитанников и развитию их творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и предпочтений. Коллективом была четко спланирована работа по организации занятости воспитанников в системе дополнительного образования в кружках, секциях, студиях различной художественно-эстетической, прикладной, технической, гражданско-патриотической, музыкальной направленности.

В 2015 году кружки и секции систематически посещали 30 воспитанников. Дополнительное образование Центра было представлено студией по гончарному делу «Гончарчик», изостудией, спортивной секцией по велоспорту, музыкально-драматическим кружком «Золотой ключик».

В рамках организации трудового воспитания было спланировано дежурство воспитанников, проводились генеральные уборки и субботники, занятия по социально-бытовой ориентации, соблюдению личной гигиены. При организации трудового воспитания проводилась совместная деятельность специалистов по социальной работе и воспитанников, направленная на развитие у детей обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

С целью создания в учреждении условий для формирования у воспитанников социальной активности, гражданской ответственности, обеспечивающих становление личности гражданина и патриота Российской Федерации с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности в интересах Отечества, в учреждении сложились определенные направления в работе по организации гражданско-правового воспитания, которые являются составной частью общего воспитательного процесса и представляют собой систематическую, целенаправленную деятельность коллектива по формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания:

  1. Организация деятельности занятий по правовому воспитанию воспитанников.

Так, в рамках данного направления деятельности проведены теоретические занятия совместно с сотрудниками ПДН ОДН Московского района города, Федеральной службы по контролю и обороту наркотиков на темы: «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних в соответствии с законодательством РФ»; «Основные права и обязанности родителей и детей в соответствии со статьями Семейного кодекса РФ»; «Соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Информационная безопасность».

В ноябре 2015 года в рамках итогового мероприятия работы состоялся праздник, посвященный всероссийскому Дню правой помощи детям. Специалисты Министерства юстиции РФ по Калининградской области совместно с Министерством социальной политики Калининградской области, УМВД России по Калининградской области, Нотариальной палатой Калининградской области, Адвокатской палатой Калининградской области, УФССП по Калининградской области, Госюрбюро Калининградской области провели с воспитанниками семинар по вопросам защиты их законных прав и интересов.

С целью информирования детей с основными законами и актами РФ, правами и обязанностями граждан, информирования об учреждениях, оказывающих помощь в вопросах законных прав и интересов ребенка специалистами регулярно оформлялись и обновлялись информационные стенды, в совместной деятельности с детьми разрабатывались буклеты на гражданско-патриотическую тематику.

  1. Посещение музеев, выставок, экспозиций.

С целью усвоения воспитанниками определенных нравственных норм и ценностей, решения мировоззренческих проблем, расширения их предметного опыта организовывались экскурсии в музеи и выставочные залы города. Данные мероприятия располагают богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяют осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность, создают благоприятные условия для осуществления патриотического, гражданско-нравственного, эстетического воспитания детей и подростков. Формы реализации мероприятий музейной деятельности включали исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Для воспитанников проводились теоретические музейные занятия (лекции, беседы, конкурсы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические – мастер-классы (мастерские), тренинги, деятельность которых направлена на приобщение детей к традиционной культуре и творчеству. Так, в 2015 году для воспитанников организованы следующие музейные мероприятия: мастер-класс «В историю Кенигсберга» на базе Королевских ворот; творческое занятие «Народная глиняная игрушка» на базе Калининградской художественной галереи; поход по маршруту разведывательной группы «Джек»; экскурсия на эсминец Балтийского флота «Настойчивый» и т.д.

В ГБУСО КО Центре «Надежда» традиционными стали многие мероприятия, праздники и полезные дела, в которых принимали участие практически все воспитанники — «Дни здоровья», «Спартакиада — круглый год», мероприятия, посвященные праздникам «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День защиты детей», «День правовой помощи детям», «День Победы», «День России», «Новый год», «День именинника». Воспитанники в совместной деятельности со специалистами разрабатывали сценарии праздничных программ, репетировали и организовывали тематические мероприятия, благодаря чему многие дети смогли проявить себя, развить свои творческие способности.

В выходные, праздничные и каникулярные дни для воспитанников был организован досуг с учетом их предпочтений и желаний. Так, ребята посещали разнообразные учреждения культуры, образования, для них были организованы культурно-развлекательные, познавательные, физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1. Экскурсии в Калининградскую художественную галерею, кафедральный собор, ботанический сад, историко-художественный музей, музей янтаря, музей мирового океана и т.д.

2. Посещение кинотеатров города, Калининградского областного драматического театра, Калининградского областного музыкального театра, Калининградской областной филармонии, детской городской библиотеки им. С. Михалкова и т.д.

С целью приобщения воспитанников к осознанному изучению дополнительной художественной, публицистической, научной литературы, развития мышления и речи, знакомства с произведениями русской и зарубежной классической литературы, умения анализировать прочитанный материал, знакомства со знаменитыми людьми, специалисты систематически проводили индивидуальную и массовую работу, используя разнообразные формы и методы: беседы, диспуты, литературные игры, конференции, викторины, библиотечные занятия. Воспитанники знакомились с событиями, происходящими в регионе, стране и мере, с новыми поступлениями книжных источников, посещали выставки, организованные к знаменательным датам.

В читальном зале библиотеки воспитанники пользовались доступом в Интернет, искали необходимую информацию для приготовления докладов и рефератов, общались в социальных сетях. Тем самым, многие из них овладели навыками поиска информации в Интернете, техники печатания текстов, оформления проектных работ.

1. Проблема укрепления физического и психологического здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, коррекция физических и психических недостатков занимало центральное место в работе коллектива учреждения.

В связи с чем, основными направлениями работы коллектива по здоровьесбережению в 2015 году являлись:

- мониторинг состояния здоровья воспитанников;

- система профилактики и коррекции;

- система физического оздоровления;

- психолого–педагогическое сопровождение;

- организация правильного питания воспитанников и контроль за его соблюдением;

- работа по предупреждению детского травматизма;

- организация отдыха и оздоровления детей в период каникул;

- повышение квалификации работников в вопросах охраны здоровья;

- работа по формированию здорового образа жизни специалистов;

- вовлечение всех сотрудников Центра в оздоровительный процесс;

- своевременное прохождение детьми диспансерного осмотра.

Деятельность по здоровьесбережению осуществлялась комплексно специалистами учреждения: врачом педиатром, средним медицинским персоналом, педагогом-психологом, специалистами по социальной работе. Работа велась с учетом специфики Центра – круглосуточное пребывание детей в учреждении, был выработан гибкий график работы специалистов. Регулярно врачом педиатром учреждения, осуществлялся профилактический осмотр детей, своевременно, в соответствии с планом ГБУЗ «Детская поликлиника № 4», проводился осмотр воспитанников узкими врачами-специалистами.

В соответствии с планом ГБУЗ Калининградской области «Детская городская поликлиника № 4» в сентябре 2015 года был проведен диспансерный осмотр воспитанников узкими врачами-специалистами: хирургом, ортопедом, эндокринологом, урологом, лор-врачом, неврологом, хирургом, окулистом, гинекологом, стоматологом, психиатром, сданы необходимые анализы (общий анализ крови, мочи), ЭКГ, ЭХО, УЗИ. По итогам углубленного обследования врачом педиатром были составлены индивидуальные карты воспитанников, в которых указана группа здоровья, даны рекомендации по проведению индивидуальных оздоровительных мероприятий, внесены изменения в извещения об установлении, изменении, уточнении и снятии диагноза о состоянии здоровья воспитанников. Также даны общие рекомендации специалистам Центра о всех воспитанниках.

В течение 2015 года в Областном центре диагностики и реабилитации детей и подростков психолого-медико-педагогическую комиссию прошли 5 воспитанников: 2 воспитанников 9 класса получили рекомендации на сдачу ОГЭ в школе, 1 воспитаннику рекомендовано обучение по программе 7 вида, 1 воспитаннику — по программе 8 вида.

Следует отметить эффективность проводимых на протяжении всего учебного года медико-психолого-педагогических консилиумов учреждения. На них планировалась работа с детьми, требующими дополнительного внимания со стороны специалистов, обсуждались пути решения разнообразных проблем, меры воздействия на воспитанников, имеющих отклонения в психическом развитии, школьную дезадаптацию. Также анализировалась индивидуальная работа с воспитанниками, отслеживались пути достижения успеха каждого из них, рассматривался план дальнейших действий. Особо выделялась группа детей подросткового возраста.

В 2015 году велась целенаправленная работа по профилактике травматизма, формированию основ здорового образа жизни через обучение воспитанников приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры, пропаганду здорового образа жизни.

С целью оздоровления детей и подростковв июне-августе 2015 г. организован отдых в МАОУ ДОД ДООЛ «Бригантина», палаточном лагере «Бальга», ГБУЗ Детский ортопедический санаторий «Пионерск» и ГБУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Лесное».

Анализ лечебно-оздоровительной работы медицинских работников центра позволил сделать следующие выводы:

  1. Уровень респираторных заболеваний воспитанников снизился в сравнении с 2014 годом.

  2. Случаев травматизма воспитанников не было.

  3. Четко соблюдались охранительный, санитарно-эпидемиологический режимы.

  4. С детьми, имеющими особые потребности в обучении и воспитании, а также с воспитанниками, требующими дополнительного внимания, регулярно проводилась коррекционная индивидуальная работа.

Отделение социального обслуживания в полустационарной форме детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 18 лет

В Отделении в 2015 году воспитывалось 22 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них: 16 человек — в группе дневного пребывания, 6 человек — в группе кратковременного пребывания. Функционировало две группы, режим функционирования групп для детей дневного пребывания составил 10 часов с 8 часов 00 минут до 18 часов 00 минут. Группа детей кратковременного пребывания функционировала по индивидуальному графику с учетом возрастных и психических особенностей развития воспитанников Отделения.

Основными задачами работы Отделения в 2015 году стали:

  • оптимизация образовательной деятельности с детьми на основе современных технологий в условиях реализации ФГОС;

  • успешная социализация детей с ОВЗ на основе комплексного подхода к их физическому, духовному и социальному развитию;

  • создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей развитие и воспитание воспитанников с особыми возможностями здоровья;

  • охрана и укрепление физического и психического развития детей;

  • обеспечение развития кадрового потенциала в процессе реализации ФГОС.

Приоритетными задачами деятельности коллектива Отделения являлись:

  • развитие необходимых умений и навыков вербального и невербального общения, становление навыков социально приемлемого поведения воспитанников для их успешной социализации и интеграции в общество;

  • коррекция эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ.

Обеспечение учебно-воспитательного процесса в Отделении осуществлялось в соответствии с годовым планом работы Отделения и включало в себя следующие направления деятельности: лечебно-профилактическое, воспитательно-образовательное и санитарно-просветительское.

В Отделении созданы все необходимые условия для реализации воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности. В Отделении имеются: малый спортивный зал, а также спортивные уголки в каждой группе; кабинеты логопеда, дефектолога, педагога-психолога; уголки по изобразительной деятельности, которые оснащены различным материалом (краски, гуашь, мелки, листы бумаги разного цвета, предметы народно-прикладного искусства, репродукции картин); необходимое оборудование для проведения занятий по ручному труду в соответствии с физическими возможностями и АООП; необходимый демонстрационный материал валеологического содержания; атрибутика для сюжетно-ролевых и театрализованных игр; наборы дидактических и развивающих игр (палочки Кьюзенера, блоки Дьеныша, кубики Зайцева и т.д.); наборы конструктивно-строительные игры; детская литература и наглядный детско-иллюстрированный материал; музыкальный зал с техническими средствами.

Педагогический коллектив Отделения уделял особое внимание работе по здоровьесбережению. Основными направлениями работы в 2015 году по здоровьесбережению стали: оптимизация образовательного процесса; мониторинг состояния здоровья воспитанников; система профилактики и коррекции; работа по предупреждению детского травматизма; вовлечение родителей в оздоровительный процесс. При организации развивающей среды педагогами использовались различные оздоровительные технологии: дыхательная, артикуляционная гимнастика, элементы логопедического массажа, игровой самомассаж, ритмопластика, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, логоритмика, ходьба по дорожке здоровья. Все проводимые занятия имели гибкую структуру, включающие в себя познавательный материал, двигательные игры, упражнения, дыхательную гимнастику и другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Дополнительное внимание педагогический коллектив уделял совместным формам проведения спортивных досугов и праздников с участием родителей. Так, традиционным стали такие мероприятия как «Мама, папа, я — спортивная семья» и «Веселые старты». Были организованы выставки детско-родительского творчества «Осенние фантазии», «Зеленая красавица», «Пасхальный фестиваль».

Особое значение при социальной адаптации детей придавалось музыкальной деятельности, роль которой заключалась в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, а также в успокаивающем воздействии на организм. В связи с чем музыкальным руководителем были подобраны игры для музыкальных занятий, стимулирующие двигательную, певческую активность, развитие слухового восприятия. Для овладения детьми элементарной игрой на музыкальных инструментах в практической деятельности применялись такие музыкальные инструменты как бубны, трещотки, металлофоны, колокольчики, деревянные ложки, шумовые инструменты различного тембра и характера звучания.

Существенная роль была отведена трудовому воспитанию, отработке трудовых навыков по уходу за собой с целью формирования основных навыков самообслуживания. Формирование социально-бытовой адаптации осуществлялось через проведение групповых и индивидуальных занятий, применяя словесные и объяснительно-иллюстративные методы. Цели, задачи и содержание занятий учитывали возраст детей, уровень их интеллектуального и психического развития. Упражнения и подвижные игры, продуктивная деятельность, упражнения на релаксацию были ориентированы на физические возможности детей с учетом рекомендаций медицинских работников и родителей.

С целью социализации воспитанников с ОВЗ были организованы выездные экскурсии в зоопарк, парк «Центральный», Ботанический сад, Калининградский театр кукол.

Особое внимание уделялось работе с родителями, которая проводилась в различных формах: групповой, подгрупповой, индивидуальной с участием педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога и других специалистов.

Отделение социального обслуживания в стационарной форме беременных женщин и женщин с детьми в возрасте от 0 до 4 лет

В 2015 году деятельность Отделения была направлена на оказание комплексной социальной помощи беременным женщинам, женщинам с малолетними детьми, оказавшимся в социально-опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации.

Основной целью деятельности Отделения в 2015 году явилось осуществление социально-психологической адаптации и реабилитации беременных женщин и женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и(или) социально-опасном положении.

Приоритетными задачами деятельности коллектива Отделения «Молодая мама» являлись:

  1. Создание благоприятных условий для адаптации и реабилитации беременных женщин и женщин с детьми, оказавшихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.

  2. Сохранение биологической семьи, профилактика социального сиротства.

  3. Подготовка беременных женщин и женщин с малолетними детьми к осознанному исполнению родительской роли.

  4. Коррекция отношений с семьей, восстановление положительных социальных связей.

В связи с чем, первоочередное внимание коллектива в 2015 году было уделено следующим направлениям деятельности:

  • профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;

  • формирование позитивных детско-родительских отношений;

  • вывод семьи из социально-опасного положения/трудной жизненной ситуации.

В 2015 году в Отделении проживало 18 женщин и 20 детей в возрасте от 0 до 4 лет. Достижение поставленных задач осуществлялось через поддержку материнства и детства, оказание юридической помощи, правового просвещения воспитанниц Отделения, защиту прав и свобод женщин, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, или иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы, профилактику социально-опасных форм поведения воспитанниц.

Процесс сопровождения беременной женщины или семьи (женщина+ребенок) основывался на следующих принципах:

1. Ребенок/дети в центре внимания. Социальная услуга была адаптирована для удовлетворения потребностей ребенка/детей.

2. Семья привлекалась к активному участию по выводу из социально-опасного положения, таким образом женщины были полностью вовлечены в процесс принятия решений касательно их жизненной ситуации.

3. Последовательность: в работе с семьей соблюдались временные рамки и работа была нацелена на действия и результаты.

4. Опора на сильные стороны: работа с семьей опиралась на ее сильные стороны (имеющиеся ресурсы) с учетом выявленных потребностей.

5. Соблюдение профессиональной этики и норм конфиденциальности в работе с полученной информацией.

Срок пребывания определялся с учетом особенностей трудной жизненной ситуации женщины и, как правило, составлял от 6 месяцев до 1 года.

С целью повышения эффективности работы Отделения «Молодая мама», специалисты учреждения взаимодействовали со всеми субъектами, работающими с семьей:

1. Для решения правовых вопросов — с органами внутренних дел, прокуратурой, судебными приставами и т.д..

2. Для оформления пособий и адресной помощи — с органами социальной защиты населения (служба одного окна, отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград»).

3. Для получения медицинских страховых полисов, успешного и безопасного родоразрешения, проведения профилактических осмотров.

Услуги по социально-психологической и правовой реабилитации включали в себя:

- социальный патронаж;

- консультирование;

- обучение и формирование отношений «мама-ребенок»;

- содействие в восстановление правового статуса;

- защиту законных прав и интересов женщины и ребенка (детей);

- охрану жизни и укрепление здоровья женщин и ребенка (детей).

Женщины,зачисленная в Отделение «Молодая мама», получали следующие виды помощи:

  1. Место в Отделении «Молодая мама».

  2. Ежемесячный продуктовый набор.

  3. Детское питание.

  4. Жизненно необходимые лекарственные средства (в т.ч. при заболеваниях ребенка — содействие в прохождении обследований, устройстве в детские больницы).

  5. Детские и взрослые вещи, средства по уходу за детьми, обувь, коляску и другие принадлежности из вещевого фонда Отделения, который формировался за счет пожертвований частных лиц.

  6. Социальный патронаж: содействие в трудоустройстве, устройстве детей в дошкольные учреждения, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг.

Основными причинами обращений женщин в Отделение в 2015 году стали:

1. Отсутствие определенного местожительства.

2. Конфликты и жестокое обращение в семье.

3. Отсутствие кормильца (в свидетельстве о рождении в графе отец стоял прочерк) или значимого взрослого в жизни женщины.

4. Тяжелое материальное положение, отсутствие средств на удовлетворение первичных потребностей.

Таким образом, целевыми группами женщин, проживающих в Отделении в 2015 году, явились:

1. Кризисные матери с новорожденными или детьми до 3 лет, попавшие в трудную жизненную ситуацию (отсутствие жилья, отсутствие материальной помощи со стороны отца ребенка (детей), депрессия).

2. Девушки, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с детьми, или беременные, самостоятельно проживающие выпускницы Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

3. Одинокие беременные женщины, в том числе с детьми, в трудной жизненной ситуации (незапланированная беременность, конфликты с родными, развод).

4. Младенцы и их матери, выпавшие по тем или иным причинам из государственной системы социальной защиты и здравоохранения (отсутствие необходимых документов, регистрации, гражданства и другие непредвиденные обстоятельства).

5. Многодетные одинокие матери, не получающие алиментов, находящиеся в крайне стесненном материальном положении.

6. Несовершеннолетние беременные и матери.

С воспитанницами, зачисленными в Отделение, проводилась первичная диагностика, которая включала в себя анализ жизненной ситуации, анализ социальных связей, мониторинг психофизического состояния. На основании анализа диагностики воспитанниц было выявлено, что для большинства женщин Отделения характерны эмоциональная и психологическая незрелость, эмоциональная неустойчивость и эгоцентризм, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, обостренное чувство несправедливости, обиды и неспособность к позитивной связи с ребенком, неспособность контролировать свои влечения, деструктивная родительская позиция. В связи с чем, с воспитанницами Отделения проводилась работа по изменению сценария девиантного материнства, формированию материнских чувств, привязанности к ребенку, мобилизации внутренних и внешних ресурсов через проведение тренинговых занятий, оказание психологической консультативной помощи, адресное ведение случая воспитанницы.

После проведения диагностики воспитанниц, выявления личной проблемной ситуации и выяснения социального окружения, специалистами Отделения намечались пути вывода женщины из социально опасного положения, проводились мероприятия по выходу из трудной жизненной ситуации: оказывалась помощь в восстановлении документов, оформлении пособий; осуществлялось содействие в поиске работы, решении вопросов, связанных с дальнейшем местом проживания; проводилась работа с родственниками для гармонизации родственных отношений.

С целью сплочения коллектива, в Отделении были организованы мероприятия, ставшие традиционными:

  • поздравление женщин с днем рождения;

  • торжественное поздравление с рождением малыша;

  • совместный просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением;

  • ежедневный просмотр новостных программ;

  • «Маленькие праздники» — чаепитие по поводу событий, определяющие будущие кого-то из воспитанниц.

С целью формирования зрелой, целостной личности, адаптированной к требованиям жизни, большое внимание уделялось трудовому воспитанию воспитанниц через организацию дежурства по Отделению, организацию трудовых дел (генеральные уборки, субботники и т. д.), работу на приусадебном участке (выращивание овощных культур и уход за ними), практические занятия по приготовлению пищи.

Поведение воспитанниц, требующих дополнительного внимания, рассматривалось на заседаниях КДН и ЗП с привлечением специалистов отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними, по итогам которых принимались конкретные комплексные меры поддержки для женщины.

Финансово-хозяйственная деятельность учреждения

ГБУСО КО Центр «Надежда» является получателем субсидии из средств областного бюджета согласно государственного задания в соответствии с утвержденным нормативом на содержание получателя социальных услуг. Общий объем ассигнований, утвержденный на 2015 год по нормативам на учреждение, составлял 29011003,38 руб

Объем финансовых средств ГБУСО КО Центра «Надежда» позволил обеспечить воспитанников полноценным питанием, одеждой, обувью и иными необходимыми вещами, организовать комфортное проживание детей, их образование, развитие и отдых.

Деятельность по совершенствованию

материально-технической базы учреждения

С целью совершенствования материально-технической базы ГБУСО КО Центра «Надежда» в соответствии с предъявляемыми требованиями к организации жизнедеятельности воспитанников в 2015 году произведены следующие ремонтные и другие виды работ:

- косметический ремонт помещений во всех зданиях: покраска стен во всех помещениях, лестничных маршей, косметический ремонт главного входа;

- отремонтирована мебель и другое оборудование;

- подготовка к работе в зимний период.

С целью обеспечения комплексной безопасности (противопожарная безопасность и антитеррористическая защищенность) проведены работы по разработке и согласованию в соответствующих органах паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) объекта с массовым пребыванием людей.

Пожарная сигнализация подключена к пульту центрального наблюдения с незамедлительным уведомлением дежурной службы пожарной связи, имеются паспорта безопасности объекта с массовым пребыванием людей, безопасности социально-значимого объекта, декларация пожарной безопасности, видеонаблюдение, тревожная кнопка.

В соответствии с п. 16 правил пожарной безопасности и приказом Министерства образования № 50/1 от 29.01.2013 г. в учреждении систематически проводятся тренировки по отработке действий персонала и эвакуации воспитанников в случае возникновения пожара.



Оставить комментарий или два